главная страница > образование и наука > просмотр статьи Лиссабонский договор, или Договор о реформе. Справка |
назад в раздел Образование и наука |
ссылки по теме
объявления по теме
самые просматриваемые статьи раздела
Содержание статьи
постоянная ссылка на статью: http://anwiza.ru/stat/63_stat.html
Основные статьи Лиссабонского договора
Правосубъектность ЕС
ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях: если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС; если того требует достижение целей, обозначенных в договорах; если того требует юридически обязательный документ ЕС; если данный договор может "повлиять на общие правила ЕС или изменить их". Государства‑члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится в зону компетенции Союза.
Принципы и цели ЕС
Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., - наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политик ЕС. Задачей ЕС также становится создание "внутреннего рынка" и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.
Европейский Парламент
Европейский Парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом. Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии. С 2009 года вводится новая система распределения мест в парламенте. Число членов ограничивается 750‑ю + 1 (председатель парламента); места распределяются по принципу "снижающейся пропорциональности": минимум шесть представителей от государства, максимум - 96. Эта система распределения мест вступит в силу в 2014 году.
Европейский Совет
Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств‑членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности.
Совет
Изменения касаются новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 года, квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства‑члена Совета. Председательство в Совете будет осуществляться заранее определенными группами в составе трех государств‑членов на протяжении 18 месяцев. Члены Совета, в свою очередь, занимают пост председателя каждые 6 месяцев.
Европейская Комиссия
До 2014 года Комиссия будет состоять из одного представителя от каждого государства‑члена, в том числе и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. С ноября 2014 года Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран‑членов ЕС, "в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения". Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами‑членами. Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Евросовета.
Высокий представитель по внешней политике и политике безопасности
Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает высокого представителя Союза по внешней политике и политике безопасности. Высокий представитель будет осуществлять Общую внешнюю политики и политику безопасности Европейского Союза путем внесения предложений и фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне уже достигнутых договоренностей. Он будет возглавлять Cовет по международным отношениям. Высокий представитель одновременно также является одним из вице‑председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.
Компетенции Союза и национальных правительств
ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности, определения действий для поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами‑членами, но без ущемления их компетенций в этих областях. Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств‑членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах‑членах. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам‑членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодежи и спорт.
Политика обороны
Договор о реформе прописывает обязательную коллективную ответственность стран‑членов ЕС. Если государство стало жертвой агрессии, другие государства обязаны оказать помощь и поддержку "всеми возможными средствами".
Гражданская инициатива
Граждане ЕС получают право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательства. Для этого необходимо заручиться поддержкой данной инициативы со стороны миллиона граждан. Комиссия сохраняет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения этого запроса.
Еврозона
ЕС получает право определять модели координации экономической политики стран‑членов еврозоны. Комиссия может выступить с предупреждением государства о том, что его экономическая политика не сооветствует общим рамкам экономической политики ЕС.
Выход из Союза
В Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Статья 35 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).
Страны ЕС, которые ратифицировали Лиссабонский договор
По состоянию на 12 июня 2008 года договор одобрили 18 из 27 стран ЕС: Венгрия - 18 декабря 2007 года; Словения - 29 января 2008 года; Мальта - 29 января 2008 года; Румыния - 6 февраля 2008 года; Франция - 7 февраля 2008 года; Болгария - 21 марта 2008 года; Словакия - 10 апреля 2008 года; Польша - 11 апреля 2008 года; Дания - 24 апреля 2008 года; Австрия - 28 апреля 2008 года; Латвия - 8 мая 2008 года; Литва - 8 мая 2008 года; Португалия - 9 мая 2008 года; Германия - 23 мая 2008 года; Люксембург - 29 мая 2008 года; Финляндия - 11 июня 2008 года; Эстония - 11 июня 2008 года; Греция - 11 июня 2008 года.
12 июня 2008 года Лиссабонский договор отказалась ратифицировать Ирландия, в которой был проведен референдум о принятии договора.
Добавить в закладки
Параметры статьи
Оценка: не оценивалось
Адрес источника: http://www.anwiza.com
Добавлена: 01-12-2009
Срок действия: неограниченная
Голосов: 0
Просмотров: 2173